История

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Из истории

На высоком живописном берегу Москвы-реки вдалеке от городской суеты расположился небольшой храмовый комплекс Лыткаринского духовного наследия.

В его состав входят два старинных храма Подмосковья: Петропавловский храм, выстроенный в 1805 году и малый Никольский храм постройки XVII века, в истории которых было немало радостных и скорбных страниц.

Оба храма являются памятниками архитектуры города Лыткарино и несут свою историю через века, являясь молчаливыми свидетелями разрухи и возрождения.

ХVI век

Село Петровское. Петропавловская церковь

Село Петровское возникло на давно обжитых местах. Вдоль Москвы-реки с незапамятных времен селились люди. Соколово городище, расположенное выше по течению Москвы-реки, тому подтверждение. С середины I века до н. э. «курган Соколов» заселяли и обживали наши древние предки.

ХVI век

Первое письменное упоминание о Петровском относится к 1521 году. Петровское в ту пору представляло собой небольшое село с церковью «Петра и Павла на Мусолине озере». Крестьянские дома, по традиции того времени, располагались на возвышенном месте к востоку и северу от церкви, «ради безопасности от полой воды и зимних сугробов». Широкий крестьянский двор, огороженный забором, вмещал в себя жилые дома и хозяйственные постройки. Под общей кровлей располагались избы нескольких поколений большой крестьянской семьи: сыновья, братья, племянники. Избы строили и курные — черные, и белые с печными трубами, в зависимости от материального достатка хозяев.

Здешняя природа обеспечивала всем необходимым жителей Петровского. «Петровские пожни» в пойме Москвы-реки давали хорошие укосы трав. Лесного зверя промышляли на «Петровском путике» — охотничьем участке, на которые был поделен лес между крестьянами-промысловиками. «Мусолинские старожи рыбные» разводили, выращивали и охраняли рыбу в озерах. Смешанный лес округи обеспечивал и строительным материалом, и давал дополнительный прокорм: орехи, ягоды, мед.

Земля, на которой расположилось древнее поселение, хранила залежи «стратегического» строительного сырья. В оврагах — обилие глины, используемой для изготовления домов, печей, посуды. Болотистые места давали «болотную руду», необходимую для выплавки оружия, хозяйственного инвентаря и украшений. Камень, что добывался с незапамятных времен, использовался в строительстве храмов Москвы и всей округи. Многочисленные природные ключи, родники, реки, озера, давали не только чистейшую питьевую воду, но и служили межевыми знаками и ориентирами для составления географических карт и схем: «Маурильским врагом вниз в болотце, а болотцем до источка, что источек течет меж Петра святого и деревни Усовы, да източком через дорошку, что дорошка лежит от Петра Святого к Иткоринскому сельцу к чюдовскому…»

Столь богатый природными ресурсами район нижней Москвы-реки всегда привлекал внимание богатых и знатных людей.

Территориальная близость нашего края к стольному граду, к дворцовому селу Остров, к «царскому богомолью» Угреши сделали село Петровское желанным объектом собственности многих государственных деятелей. Поэтому Петровское также часто меняет своих владельцев, как часто сменялись царские и великокняжеские фавориты. В разные века оно было и дворцовой собственностью, и собственностью бояр Милославских, Нарышкиных, дворян Демидовых, купцов Шелапутиных, Ферсановых, князей Чернышевых и Барятинских.

ХVII век

ХVII век

Почти все XVII столетие село Петровское оставалось государевой собственностью и считалось приселком дворцового села Остров Ратуева стана (по другим источникам — Капотенского стана).

Из исторических материалов о церквах и селах Пехрянской десятины узнаем, что в начале XVII столетия Петропавловская церковь была деревянная, служители исправно платят дань. В Писцовые книги за 1631–1632 годы занесена запись о церковной земле и погосте: «пашни паханой церковной земли три чети, да перелогу четь, да лесом поросло три чети в поле, а в дву потому же села подле озера Масалино две десятины, да в пустоши, что быть погост на враге Дугинском…»

В 1659 году в церкви не было священника, потому из Патриаршего приказа последовало распоряжение: «марта в третий день… тоя церкви церковная земля отдана на оброк патриаршему дьяку Ивану Калинину до тех мест пока у той церкви поп будет…». А хозяйственные дела вел и «дань платил староста… Михаил». При «досмотре церквей и церковных земель» в августе 1680 года была сделана запись со слов священника церкви Афанасия Никифорова: «та-де церковь в Пехрянской десятине, Островецкого стана, церковное строение деревянное государское, церковная земля есть; а пустошью что был погост на враге Дугинском, не владеет, а кто им владеет — не знает». Приход церкви составляли крестьяне восьми дворов.

С 1684 года Петровское становится вотчиной Ивана Михайловича Милославского. Земля была пожалована ему царевной Софьей, как своему верному союзнику в борьбе за государственную власть и оставалась за ним до 1689 года, до времени низвержения мятежной царицы.

Следующие несколько лет село Петровское вновь стало дворцовой собственностью.

Государственная власть теперь принадлежала роду Нарышкиных, и значит, настал их черед получать и царские привилегии, и царские подарки — новые вотчинные земли рядом с Москвой. И уже в 1691 году из Приказа Большого Дворца село Петровское было пожаловано боярину Матвею Филимоновичу Нарышкину. Новый владелец села, вероятно, отметил приобретение строительством каменной церкви. В документах за 1691 год впервые сообщается: «церковь Петра и Павла в селе Петровском была каменная, но когда построена — неизвестно». При церкви служили: священник Афанасий Никифоров, его сын Иван Афанасьев, дьякон Федор Афанасьев, дьячок Никита Иванов.

После смерти Матвея Филимоновича Нарышкина в 1692 году селом владела его вдова - боярыня Мелания Тимофеевна. При ней все так же значилось восемь крестьянских дворов, где проживали 24 человека и двор вотчинников. Как и прежние владельцы села, Нарышкины свою усадьбу расположили на высоком месте, восточнее от зимней церкви Петра и Павла. Дворянские хоромы и церковь отапливались изразцовыми печами. Фрагмент этих изразцов, датируемый концом XVII — началом XVIII веков, вошел в состав изразцовой коллекции Лыткаринского историко-краеведческого музея.

В феврале 1705 года Меланья Нарышкина отписала «по заручному челобитью» свою вотчину племянникам своего мужа: Михаилу, Василию, Семену Григорьевичам Нарышкиным. Те же в марте 1716 года разделили «меж себя полюбовно» доставшуюся им недвижимость. Семену и Василию досталось «оное московское пополам».

В феврале 1743 года Петровское продано генерал-адъютантом Семеном Григорьевичем Нарышкиным своему племяннику — генерал-поручику и кавалеру Василию Васильевичу Нарышкину. В 1777 году (по другим данным 1779 году) В. В. Нарышкин объявляет своим наследником своего сына Алексея Васильевича Нарышкина — тайного советника и сенатора.

В это время в церкви все так же продолжает служить Иван Афанасьев 68 лет — старший сын прежнего батюшки, младший его сын — Федор Афанасьев 58 лет и дьячок Никита Иванов 28 лет от роду.

Ко второй половине XVIII века село Петровское значительно разрастается. На планах межевания земель и в «Клировых ведомостях» указано уже 47 дворов, среди них и крестьянские хозяйства и разночинцы. Мужского населения 175 душ, женского 170. Живут здесь же и раскольники 20 человек. В каменной церкви служат «священником Илья Иванов и дьякон Василий Ефимов с дьячком Михаилом Ивановым».

В 1782 году приход церкви вырос, и священнику Якову Кондратьеву трудно было одному выполнять церковные обряды. Помощником у него был только пономарь Василий Васильев. Поэтому 17 ноября того же года Алексей Васильевич Нарышкин, заботясь об исправном выполнении службы, направил прошение в Священный Синод и просил Преосвященнейшего Платона, архиепископа Московского и Калужского и Святотроицкой Сергиевой Лавры направить в село Петровское к церкви Петра и Павла «во дъяки» бывшего ученика Московской Перервинской Семинарии Василия Смирнова. Ему, Василию, 19 лет, он холост, сын дьячка Петра Иванова, служащего в церкви Рождественской, что в селе Капотня. При утверждении в должность ученик семинарии Василий Смирнов «допрашиван» был «а в допросе сказал… ежели он, Смирнов, по рассмотрению Его Преосвященства в стихарь посвящен будет, то изученный им катехизис всегда прочитывать и знать будет в твердости, платье носить станет приличное дьячковскому чину… и свою должность исполнять желает со всяким тщанием и ревностию, помня оное Божие Слово, проклят всяк творяй дело Господне с небрежением…» на чем подпись свою поставил.

Как выглядело Петровское в конце XVIII века можно прочитать в «Экономических примечаниях»: село расположено по обе стороны безымянного оврага; в селе — церковь каменная, господский дом деревянный и при нем сад регулярный; два озера: Мосолино и Кривое, заводь Анкундиновская, в них рыбные ловли; земля песчаная, хлеб «средственный», покосы хорошие, лес дровяной.

В 1798 г. Петровское становится собственностью Александра Григорьевича Демидова. В это время формируется усадьба, которая по своей красоте могла быть сравнима с лучшими образцами архитектурного искусства эпохи классицизма. Время разрушило былую красоту, а разоренные островки некогда богатого родового имения живут в нашем современном мире.

Рельеф местности определил планировку усадебного комплекса, расположенного над поймой Москвы-реки. Большой двухэтажный господский дом, частично выполненный из местного белого камня, стал центром усадьбы. Живописный парк, состоящий из смешанных пород деревьев; тенистые и таинственные гроты, многочисленные беседки, аллеи, дорожки из гравия; фруктовый сад и оранжерея… Такое описание Петровского сохранилось в исторической и искусствоведческой литературе более позднего времени.

На средства Александра Григорьевича Демидова в селе начинается строительство новой церкви. В качестве основного строительного материала выбран кирпич, для отделочных работ использовался местный камень — белый известняк. Мастеров строителей выписали из Нижнего Новгорода. Четырнадцать артельщиков под руководством «каменных дел» подрядчика Сергея Петровича Ражухина обязались «построить одним летом каменную церковь с колокольнею во имя Петра и Павла». «Однако по обязательству… достроить не успели к расчету сего года…» и обязались «оную доделать» на будущее лето.

ХIХ век

ХIХ век

Начало XIX века ознаменовалось для Петровского рождением новой церкви. В процитированном ниже документе названы имя и фамилия следующего владельца села — Григория Демидова — сына Александра Григорьевича: «церковь святых апостолов Петра и Павла построена в 1805 году тщанием господина гофмейстера Григория Александровича Демидова…», освящена 5 июня Преосвященным Августином, епископом Дмитровским. Новый храм в селе считался летним, в нем не было предусмотрено печного отопления. Прежняя же церковь освящена была во имя Николая Чудотворца, в ней продолжали служить как в летние, так и в зимние холодные дни.

Война 1812 года оставила свой разрушительный след в наших краях. Французы были совсем рядом. Зарево над столицей с тревогой наблюдали жители подмосковных деревень. Наполеоновские солдаты разрушили и осквернили храмы «царского богомолья» — Николо-Угрешского монастыря. Преследуя русскую армию, отряды неприятеля прошли в непосредственной близости от Петровского. Крестьяне окрестных деревень активно участвовали в партизанском движении: брали в плен французов, уничтожали обозы, вносили сумятицу в ряды наполеоновской армии. Но, несмотря на давность событий, сохранились еще воспоминания наших земляков, пересказываемые теперь уже правнуками очевидцев Отечественной войны 1812 года. Эти крупицы человеческой памяти свидетельствуют о том, что в сельских храмах Петровского хозяйничали солдаты французской армии, оскверняя и разграбляя их. Убедительным доказательством этого предположения является такой факт: копии метрических книг хранились в храме «в целости с 1780 года, за исключением 1812 года». Еще одним подтверждением можно считать такой документ: «1813 год. Дело об освящении церкви». После изгнания французов с русской земли, возникла необходимость освящения сельских святынь, чтобы горячими молитвами духовенства и прихожан очистить от скверны храмы и возродить в них жизнь.

В послевоенные годы население в Петровском заметно поубавилось. Клировые ведомости за 1819 год описывают состояние села и двух церквей: «Московской округи Пехрянской десятины, села Петровского церкви во имя святых апостолов Петра и Павла каменная, новая, утварь церковная порядочная. В селе Петровском дворовых мужского пола 45 душ, женска пола 53 души, крестьянских дворов 14… К оному селу в расстоянии село Остров двух верстах за Москвою-рекою, Угрешский монастырь в четырех верстах… Приписных церквей и домовых не имеется».

5 февраля 1821 года начал свою службу в Петропавловской церкви священник Александр Аниров. Ему 32 года, не вдов. Переведен из села Лобаново Знаменской церкви. Всего три года он служил в селе Петровское. 16 июня 1824 года в Московскую духовную Консисторию представлена справка о священнике Александре Анирове для представления его кандидатом в благочинные. Из документа узнаем, что обучался священник Александр в Московской Славяно-Греко-Латинской академии философским и богословским наукам. По окончании учебы получил Аттестат.

В 1837 году новым владельцем Петровского становится титулярный советник Дмитрий Прокопьевич Шелапутин. В селе 19 дворов, господский дом с оранжереей и сад на возвышенном месте.

Дальнейшую краткую историю села процитируем словами документа: «от него (Шелапутина — авт.) перешло по купчей купцу Ферсанову, в нем находилось крестьян мужска пола 82 души, но как Ферсанов по званию своему не имеет права владеть крестьянами, то оных купил князь Голицын и переселил в другое свое имение, земля же и усадьба села Петровского остается и ныне во владении купца Ферсанова. За переселением Петровских крестьян, к вышеписанным церквам остались прихожанами одни лыткаринские и еще удельного ведомства деревня Усадки из пяти дворов состоящая».

С середины XIX века служил священником в церквах Василий Иванович Постников. Он, как единственный грамотный представитель от села Петровское, поставил свою подпись при составлении Геометрического Специального плана Московской губернии в августе 1850 года.

Спустя семь лет новой владелицей села становится Елизавета Николаевна Чернышева — супруга светлейшего князя Александра Ивановича Чернышева. В 1857 году она пишет прошение: «Высокопреосвященнейший Владыко Милостливый Архипастырь. Позвольте мне обратиться с покорнейшей просьбой… по делу, которое весьма близко моему сердцу, потому что оно связано с памятью моего мужа. После его кончины приобрела я в пятнадцати верстах от Москвы село Петровское, куда желаю я перенести тело мужа моего, но церковь, которая там находится, не имеет погребального склепа и недовольно благолепна, мне бы хотелось расширить и украсить и со временем прибавить придел во имя Александра Невского, ангела мужа моего: ему очень нравился план церкви, составленный нашим архитектором Вербицким».

В ту пору священником в церкви был Георгий Брилиянтов. Он, по просьбе Московской Духовной Консистории, сообщает «адрес место жительства Ея Светлости княгини Елизаветы Николаевны Чернышевой» для направления ответа на ее прошение. Это отказ об «устроении придела» в церкви, так как «план существующей церкви таков», что трудно применить изменения в строительстве. Однако погребальный склеп был устроен в цокольном этаже храма. Там нашли покой почти все представители рода Чернышевых: княгини Е. Н. Чернышева, М. В. Чернышева, князья Лев Александрович и Лев Львович Чернышевы. На мраморном саркофаге Александра Ивановича Чернышева была сделана запись: «Здесь погребен Светлейший Князь Александр Иванович Чернышев, генерал от кавалерии, генерал-адъютант, председатель Государственного Совета и Комитета Министров, всех Российских и разных иностранных орденов кавалер, род. в Москве 31 декабря 1786 года, сконч. в Кастелламаре близ Неаполя 8 июня 1857 года».

Еще одна памятная надпись была сделано на стене церкви перед левым клиросом: «Светлейший князь Александр Иванович Чернышев, служивший верою, правдою и честью отечеству в три царствования Императоров Александра I, Николая I и Александра II, бывший четверть столетия военным министром и кончивший службу России Председателем Государственного Совета и Комитета Министров. Целью всей его жизни были польза и слава России».

Еще при жизни Елизавета Николаевна позаботилась о судьбе одиноких и престарелых крестьян. В своем Духовном завещании она пишет: «оставляю капитал в пятнадцать тысяч рублей серебром, проценты коего употребить навсегда неизменно на содержание церкви Петра и Павла и богадельни на шесть кроватей…», «чтобы навсегда обеспечить хорошее содержание нашей церкви с семейным склепом и богадельней, которую я основала…».

Кроме распоряжений о «законном и наиболее практическим образом расходовании» средств, Елизавета Николаевна позаботилась и об устройстве и украшении территории вокруг любимого ею храма: «я желаю, чтобы внутри ограды были посажены небольшие растения и чтобы летом разводились цветы. Я видела розаны, выдерживавшие суровую зиму нашего климата, будучи покрытыми соломой. Я желаю чтобы посадили розаны и чтобы летом вокруг них разводили бордюры из резеды и Иван-да-Марьи…».

Не забыт был и сторож, хранивший покой и порядок церкви и фамильного склепа: «устроить вокруг церкви железную ограду рядом с которой построить небольшой каменный домик для церковного сторожа… Сверх других назначений… я желаю, чтобы от меня были вручены 200 рублей нашему старому сторожу при склепе…».

На маленькую Никольскую церковь распоряжения из духовного завещания, видимо, не распространялись, поэтому ее ремонт и обновление стенной живописи выполнялись на средства и силами служителей и прихожан. В феврале 1895 года причт и староста направляют прошение в Московскую Консисторию с «целью разрешить возобновить стенную живопись» и обновить иконостас. Вместе с прошением был выполнен фотоснимок Царских врат с прилегающей частью иконостаса. Однако изображение было не достаточно хорошо, о чем и сообщал священник Павел Архангельский: снимок лучшего качества сделать «слишком обременительно», нужен дорогой аппарат, на который средств у церкви не хватает — мал приход.

ХХ век. Закрытие храма

ХХ век

1905 год — начало пастырского служения самого любимого и достопамятного батюшки села Петровское Иоанна Соболева. Четверть века были связаны с Петропавловской и Никольской церквами. Годы его службы в Петровском пришлись на самое непростое время в России: русско-японская война, Первая мировая, Революции, Гражданская война, преследования, репрессии, голод, разруха. В эти тревожные годы прочно стояла духовная крепость лыткаринских крестьян, возглавляемая отцом Иоанном, черпая силы в вере и патриархальных традициях. Усилиями о. Иоанна в 1905 году был создан Петропавловский отдел трезвости при Петропавловском приходском совете. Целью Общества было духовно-нравственное отрезвление народа в эти неспокойные предреволюционные годы. В общество вошли старейшины сел Петровское и Лыткарино и крестьяне, соблюдавшие Устав Общества. Так как не все крестьяне были грамотные, то на встречах вслух прочитывались новости из газет, разъяснялась политическая и экономическая обстановка в стране.

В год начала Первой мировой войны Московская Синодальная типография выпустила «Ведомости о церквах». В документе описаны оба храма села Петровское, земля, погосты, хозяйство: «Церковь Святых Апостолов Петра и Павла построена 1805 году тщанием Григория Александровича Демидова. Церковь каменная, с колокольнею, холодная. Имеет один престол. По штату при ней положены священник и псаломщик». И сведения о второй церкви: «Церковь Николая Чудотворца построена когда и кем неизвестно. Церковь каменная, теплая. Имеет один престол». О земле и других строениях сказано: «Земля при церкви усадебная вместе с погостом церковным и другая: пахотная, сенокосная. Землею владеют сами священноцерковнослужители. Дома для них построены в 1875 году их же тщанием и составляют их собственность. Другие здания: сторожка и сарай принадлежат церкви». Церковный староста Василий Васильевич Курбесов служит с 1910 года.

После революции 1917 года Советской властью был принят Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Согласно этому документу, все имущество церкви становилось народным достоянием. Церковнослужители лишались своих домов и земли. Но «граждане сельца Лыткарино» посчитали «такое положение вещей в отношении причта села Петровское ненормальным…» и «горячо ходатайствуют о том, чтобы причту села Петровское была предоставлена возможность заниматься землею и тем кормиться, т. е. чтобы из бывшей церковной земли была выделена часть пашни и покосы и отдана в пользование священноцерковнослужителей».

Отец Иоанн Соболев вместе со своей семьей жил в ту пору в одном из домов в Лыткарино.

Будучи «священноцерковнослужителем по званию, но крестьянином по образу жизни…» вел свое хозяйство: обрабатывал пашню, косил траву, держал корову, разводил пчел.

В 1919 году батюшка Иоанн вынужден был поступить на работу в контору по Управлению работ речной Москворецкой системы и стать членом профсоюза рабочих-водников. Службы в церкви велись не регулярно в новых условиях, и, как вспоминают жители, ходил о. Иоанн по домам: утешал, причащал, крестил… А в 1921 году был переведен с конторских работ «за критику комъячейки и разложение рабочих масс».

Все более наступательной становилась борьба государства с церковью. В 1927 году Пленум Московского уездного комитета ВКП(б) постановил вести активную борьбу с религиозным движением. Началась планомерная работа, ведущая к закрытию церкви. Старожилы вспоминают: «Запрещали ходить в церковь. Бывало идет служба, колокола звонят, крестный ход идет, а мы сидим у окошка — выйти нельзя — и плачем».

В декабре 1931 года прошло заседание Лыткаринского сельсовета с участием организаций села и завода по вопросу о закрытии церкви. Храм постановили закрыть и оборудовать в нем клуб. Одновременно проходила усиленная разъяснительная работа о вреде Церкви и религии. Активисты, которые проголосовали единогласно на собрании, должны были «подготовить население и рабочие массы к правильному решению вопроса». Сроки для выполнения работы были сжаты до десяти дней. Следующее заседание о закрытии церкви состоялось накануне нового 1932 года. После проведенной «обработки» населения, собравшиеся, а их было более ста человек, постановили: «церковь изъять и переоборудовать под клуб», а «молодняку в рождественские дни вступить в ЛКСМ». Одновременно с этим: «Просить администрацию совхоза о выселении попов и их прислужников с территории совхоза». Далее, в течение двух дней 3 и 4 января 1932 года, собрания рабочих Камнедробильного завода и общее собрание села Лыткарино поддержали решение о закрытии церкви. 29 декабря 1932 года было проведено еще одно собрание, где решался вопрос о расширении территории хозцентра совхоза Петровское. Для этого предлагалось закрыть кладбище, а для нового отвести другой участок. «Всю территорию, занятую кладбищем и постройками причта… передать ТК № 2 ОГПУ». На этом собрании вопрос решен не был. Церковная община, пытаясь бороться за свои права, пишет 26 января 1933 года жалобу в Президиум Московского областного исполкома о том, что постановление о закрытии кладбища и расширении территории за счет земель церкви — неправильное. На жалобу пришел ответ с рекомендациями разобраться в ситуации. И 14 февраля 1933 года Председатель Лыткаринского сельсовета посылает служебную записку в Ухтомский Райисполком, где объясняет, что сторожка у религиозной общины отобрана не была «хотя вопрос стоял на общем собрании о закрытии церкви. Но подписка подворная у нас не прошла, так как должного количества подписи рук мы не собрали…».

Видимо, крепки духом были лыткаринцы, что после всех собраний и массовой обработки сознания церковь все-таки действовала до 1937 года.

В 1932 году на смену о. Иоанну Соболеву приходит служить другой батюшка — Леонтий Гримальский. Назначен он был в храм 4 апреля. В 1935 году протоиерей Леонтий награжден наперсным крестом с украшениями. В июле 1937 года переведен из Лыткарино в Солнечногорский район.

В том же 1937 году 22 июня в Петропавловский храм был переведен «священник из монахов» Гавриил Гур. Лыткарино стало местом его последнего земного служения Богу. 29 сентября 1937 года он был арестован по ложному обвинению за контрреволюционную агитацию и решением тройки при Управлении НКВД СССР приговорен к расстрелу. Преподобномученик был казнен 19 ноября 1937 года.

Церковь закрыта. Сброшены колокола. Сжигают иконы. Чтобы спасти их от уничтожения, прихожане прятали их по домам. Разорен и разрушен семейный склеп рода Чернышевых.

В алтаре прорубили дверь. В разное время здесь были столовая, магазин, картонажная мастерская. Казалось, жизнь в храм не возвратится.

Возрождение

Возрождение

Долгие пятьдесят три года храм пребывал в разрухе и разорении. Лишь после передачи храма церкви в 1990 году вновь затеплились в нем лампады и надежда на восстановление. С этого времени начинается активное благоукрашение храма и рост его общины.

Началось возрождение. Вера, так долго скрываемая, но живая, вернула людей в церковь. Первый молебен в холодной, еще разрушенной церкви, состоялся 21 ноября 1990 года в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Это казалось чем-то несбыточным, далеким от реальности того нелегкого времени. Но новый и молодой настоятель Петропавловской церкви иеромонах Алексий (Вылажанин) сделал все возможное и открыл новую страницу в истории храма. С особым желанием и усердием он взялся за труднейшее дело.

На его плечи легла тяжелая задача внутреннего и внешнего восстановления порушенной святыни. Ремонт разрушенного храма, как и излечение человеческих душ, было первой, главной и нелегкой задачей. В труде и молитвах проходило восстановление храма. Видя перед собой пример такого ревностного желания вернуть к жизни порушенную святыню, люди приходили и оставались в намоленных стенах древнего храма. Многие из них до сих пор каждое воскресение разделяют радость богослужения и соборного общения, составляя костяк прихода.

Удивительная способность отличала молодого монаха, ныне архимандрита Алексия (Вылажанина), создавать и объединять общину единомышленников, которая сохранилась на долгие годы. Любовью он объединял сердца и возжигал в них те духовные чувства, которые теплились в самой их глубине. Собирая людей вокруг себя, он много времени уделял паломническим поездкам по святым местам. Возрождая и укрепляя веру в сердцах людей, он подкреплял ее личым примером благочестия и справедливости на приходе.

Отличительной особенностью храма был созданный им хор, который сохранился, пускай и частично, до наших дней. Его регент Ирина Лучникова с 1995 года трудиться в Петропавловском храме и с благодарностью вспоминает времена возрождения храма и зарождения хора. Особый подход в поиске певчих, строгость к подбору репертуара пения, поистине отеческая любовь и создание молитвенного настроя на богослужениях, все это, по ее словам, отличало молодого настоятеля. Это дало свои плоды, и в наши дни живет хор, основанный и воспитанный архимандритом Алексием. Многие певчие остались в храме на долгие годы.

Время шло и неудержимое желание делиться радостью и любовью стало реализовываться во внешней деятельности прихода. Так, с 2001 года, в Лыткарино, усилиями отца Алексия, зародилась традиция выносить празднование дня святых равноапостольных Жен-Мироносиц за стены храма. Этот день является настоящим православным женским днем. В один из ближайших дней к этому празднику во дворце культуры «Мир» стали организовывать праздничный концерт для жителей города. «Приход старается объединить людей не только вокруг богослужений, но и показать всю красоту православных праздников через продолжение доброй традиции ежегодного концерта, посвященного православному женскому дню», – отмечает архимандрит Алексий. В концертах принимают участие не только самодеятельные коллективы, но и профессиональные артисты. В зале всегда царит добрая, душевная атмосфера, а после концерта люди расходятся домой с праздничным – Пасхальным настроением. Организованный силами Петропавловского храма этот концерт объединяет труды работников городского Дома Культуры «Мир», прихожан и жителей города.

Особо хочется отметить, что все без исключения концерты ко дню святых Жен-Мироносиц не могут обойтись без их бессменной ведущей Веры Константиновны Игнатьевой, директора ДК «Мир». За все годы организации концерта она является связующим звеном в организации и проведении праздника, вкладывая профессионализм, любовь и тепло в свою работу. Она с любовью и трепетом вспоминает каждый концерт, в который была вложена частичка души и с благодарностью отзывается о всех настоятелях, с готовностью продолжавших эту традицию.

Все это время в храме не прекращались восстановительные работы. И уже на третий год работ прозвучал первый колокольный звон, а в 2002 году на отреставрированную колокольню подняли пять колоколов, изготовленных на пожертвования Лыткаринского завода оптического стекла. Спустя два месяца их ряд дополнил самый большой колокол, подаренный фирмой «Строитель». Все это время не прекращались службы в храме. Непрерывная молитва помогала преодолевать трудности и невзгоды.

Тем временем восстановление храма близилось к завершению и общими усилиями к Пасхе 2005 года строительные леса были сняты и Праздников Праздник лыткаринцы встретили в обновлённом и сияющем красотой храме. Стараниями настоятеля, благотворителей и жителей города храм вновь обрел свое величие и красоту.

В том же году новым настоятелем Петропавловского храма становиться протоиерей Василий Александров, продолжая богоугодную деятельность своего предшественника. Также ревностно взявшись за дело, отец Василий продолжает восстановление и Никольского храма. Этот небольшой светлый шатровый храм святителя Николая Чудотворца стоит рядом с большим и ярким Петропавловским храмом. Но ничуть не теряется на его фоне и в окружении современных жилых домов. Наоборот, храм поражает простым совершенством, легкостью и своей светлой красотой.

В советское время храм сильно пострадал – был разрушен его шатер. При реставрации в 1970-х гг. по проекту В. В. Кавельмахера шатер был восстановлен. Возобновлены наличники некоторых окон. Пристроенный с запада притвор был разобран, а над входом поставили трехпролетную звонницу вместо небольшой главки с крестом.

Первый молебен внутри полуразрушенного храма был совершён уже 19 декабря 2006 года, а к Пасхе 2007 года на храме установили новые главки и кресты. Продолжается благородное дело по восстановлению разрушенного некрополя.

Стараниями настоятеля протоиерея Василия Александрова в 2010 году осуществлена окончательная подготовка к Великому освящению Петропавловского храма митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. С великой радостью прихожане встречали своего правящего архиерея. Это событие открыло новый этап в жизни храмового комплекса. Доброй традицией стало посещение прихода митрополитом Ювеналием, ежегодно возглавляющим праздничную Божественную Литургию 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла.

Социальная жизнь постоянно находится в поле внимания прихода. Молодежь активно привлекается к участию как в богослужениях, так и в повседневных делах. Крепнет и расширяется воскресная школа. Проводятся праздники и соревнования с участием молодых прихожан Петропавловского храма. День православной молодежи и спортивные мероприятия привлекают ребят духом командной сплоченности и взаимовыручки.

При Лыткаринской больнице еще в конце 90-х гг., в помощь ухода за больными, было создано Православное женское сестричество милосердия. Именно трудами сестер и собравшихся вокруг них добровольцев при Лыткаринской больнице был создан освященный в мае 2008 года приписной храм в честь великой княгини Елисаветы. Сестры оказывают посильную помощь нуждающимся больным и пожилым людям. Сестры несут труды как внутри больницы, помогая пациентам подготовиться к Таинствам Церкви, так и вне ее.

Современная жизнь привносит множество изменений в традиционный уклад жизни. Но, Слава Богу, люди не перестают осознавать необходимость обращения к своим истокам. В наше время ни одно городское мероприятие не обходится без участия духовенства и прихожан Петропавловского храма.

Проводятся ежегодные Гаврииловские чтения, названые именем лыткаринского новомученика преподобномученика Гавриила (Гура). На этих чтениях освещаются и обсуждаются вопросы, касающиеся разнообразных сторон, как истории, так и современной жизни Православия.

В 2014 году настоятелем Петропавловского храма становится священник Александр Плеханов. С его приходом преображается внутреннее убранство Петропавловского храма. Церковная лавка переносится в отдельное помещение. Пространство в храме для молящихся увеличивается. Полностью замененный иконостас создает особый молитвенный настрой. Яркие проповеди и частые беседы о. Александра с паствой создают доверительные отношения на приходе.

В Никольском храме продолжаются восстановительные работы. Заканчивается внутренняя отделка и храм постепенно преображается. Устанавливается новый расписной иконостас, создающий неповторимое молитвенное ощущение уюта и теплоты в таком небольшом и светлом храме. Устанавливаются Престол и Жертвенник, что позволило вскоре возобновить богослужения в храме.

В 2017 году, с назначением настоятелем священника Сергия Жигало активное развитие получает социальная деятельность прихода. Особое благолепие получает церковное богослужение. Ежедневные богослужения, регулярная проповедь священнослужителей храма и профессиональный хор способствуют молитвенному настрою прихожан. В 2018 году возобновляются регулярные богослужения в храме святителя Николая Чудотворца и продолжается его благоукрашение.

Волонтерское движение «Спешите делать добрые дела», организованное по благословению о. Сергия, принимает активное участие в социальной жизни прихода. Благотворительные ярмарки в помощь детям с проблемами здоровья, помощь пожилым людям, а также регулярное общение с маленькими детьми в детских садах и подростками в школах стало частью жизни прихода. Несколько раз в год оказывается значительная материальная помощь Елатомскому детскому дому, находящемуся в сложном положении. Устраиваются паломнические поездки и праздники для воспитанников детской группы психолого- педагогической группы «Доброе Сердце» при Детском Доме Творчества города Лыткарино. Все это объединяет и укрепляет прихожан храма и неравнодушных людей, желающих оказать посильную помощь.

В 2019 году 21 ноября, ко дню Небесных Сил Бесплотных, усилиями прихода была написана большая храмовая икона архангела и архистратига Михаила. Именно в этот день в далеком 1990 году началось возрождение духовной жизни храма. 2020 год – юбилейный, в этом году празднуется 30-летие возрождения храма.

С течением времени многое меняется, многое проходит, уходят и дорогие люди. Со скорбью в сердце вспоминаем о почившем в мае 2020 года бывшем настоятеле Петропавловского храма протоиерее Василии Александрове. Девять лет настоятельских трудов, с 2005 по 2014, были вложены им в возрождение Петропавловского и Никольского храмов.

На прихрамовой территории всегда спокойно и умиротворенно. Вдали от шумного города здесь можно поразмышлять об ушедшем и грядущем, с почтением проникнуться историей возрожденных святынь, являющейся небольшой, но очень яркой и основополагающей частью истории города Лыткарино.

Многое ещё предстоит сделать приходу и настоятелю Петропавловского храма, но крепкая вера в Божью помощь помогут сохранить связь времён и стать достойными приемниками традиций своих прославленных предков.